ОТЧЕТ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2020 ГОДА

Одним из наиболее важных направлений деятельности Республиканской антимонопольной службы Донецкой Народной Республики является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и, как следствие, прекращение его нарушений.

Наиболее распространенным видом злоупотребления монопольным положением, как и в прошлом периоде, остается нарушение в виде установления монопольно высоких цен.

За отчетный период РАС ДНР открыто 4 дела по пункту 1 части 2 статьи 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» по факту злоупотребления субъектами хозяйствования монопольным (доминирующим) положением, по 2 из которых вынесены решения.

Так, Коммунальным предприятием «СЕЗ Ворошиловского района г. Донецка» установлена экономически необоснованная стоимость услуги диспетчерского обслуживания лифтов для объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, не относящихся к коммунальной (муниципальной) собственности г. Донецка. Расчет стоимости данной услуги производился путем умножения общей площади квартир жилого дома на тариф, установленный Распоряжением главы администрации г. Донецка от 16.10.2015 № 1085 «Об утверждении тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовой территории». В результате применения указанного расчета, стоимость за обслуживания одного лифта составляла 866,00 рос.руб. По итогу рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства стоимость обслуживания одного лифта  снизилась на 41% и составила 511,03 рос.руб.

РАС ДНР в I полугодии 2020 года рассмотрено дело по ст. 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» по факту совершения согласованных действий между ФЛП Осередчуком И.Е., ФЛП Кондрат И.Г., ФЛП Водопьяновой Н.А. и ФЛП Поповичем Г.Ф., которые привели к искажению результатов торгов. Дело начато по собственной инициативе РАС ДНР. ФЛП Кондрат И.Г., ФЛП Водопьянова Н.А. и ФЛП Попович Г.Ф. в период 2017—2019 гг. принимали формальное участие в процедурах закупок, проводимых КП «ДРСУ» за бюджетные средства на оказание услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом без расписания. В результате сговора между указанными субъектами хозяйствования стоимость услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом без расписания составила 570 рос.руб. за машино-час. Для сравнения, стоимость аналогичной услуги в г. Макеевке в аналогичный период времени составляла 370 рос.руб. за машино-час.

Решением РАС ДНР к субъектам хозяйствования, принимавшим участие в согласованных действиях, применены финансовые санкции в размере        1 045 600 российский рублей.

В отчетный период начато 14 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства предусмотренного 15¹ Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», выразившиеся в распространении информации вводящей в заблуждение, в том числе в рекламе, ложных сведений о ценах реализации товаров. По данной статье рассмотрено 6 дел, к нарушителям применены финансовые санкции в общей сумме – 232 000 рос.руб.

Наиболее распространенным видом недобросовестной конкуренции является использование субъектами хозяйствования в рекламе словосочетаний «Низкие цены» и «Самые низкие цены», без наличия возможности подтвердить фактическими данными правдивость распространяемой информации о ценах.

Так, например, в витрине торгового объекта ООО «САРЕПТА ТРЕЙД 1» была выявлена реклама со словосочетанием «НИЗКИЕ ЦЕНЫ». После проведенного РАС ДНР исследования о восприятии потребителями рекламы, содержащей словосочетание «НИЗКИЕ ЦЕНЫ», было установлено, что такая формулировка в рекламе воспринимается потребителями как информация о том, что цены на лекарственные препараты в этом торговом объекте ниже, чем цены у других субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на аналогичном товарном рынке. В результате сбора и анализа доказательств по делу установлено, что цены на  лекарственные препараты, реализуемые в ООО «САРЕПТА ТРЕЙД 1» выше, либо на уровне цен конкурентов.

Таким образом, ООО «САРЕПТА ТРЕЙД 1» получало неправомерные преимущества в торговле не благодаря собственным достижениям, а путем распространения сведений, вводящих потребителей в заблуждение.

За совершение указанного нарушения антимонопольного законодательства ООО «САРЕПТА ТРЕЙД 1» привлечено к ответственности путем наложения штрафа в размере 20 000 рос.руб.

Республиканской антимонопольной службой Донецкой Народной Республики в отчетный период выявлен и зафиксирован факт размещения производителями на потребительской упаковке наименования пищевого продукта, не соответствующего действительности.

Так, ООО «ТД «Продукты Донбасса» и ООО ПП «Комбинат пищевых продуктов» производят майонезную продукцию в соответствии с требованиями ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия». Согласно указанному стандарту принадлежность эмульсионного продукта к виду «майонезы» или «майонезные соусы» определяется в зависимости от жирности продукта и количества яичного желтка в его составе. Майонез – содержание жира в продукте не менее 50 %, яичных продуктов в пересчете на сухой желток – не менее 1,0 %. Майонезные соусы – содержание жира в продукте не менее 15 %.

Однако, в нарушение требований ГОСТа 31761-2012 ООО «ТД «Продукты Донбасса» и ООО ПП «Комбинат пищевых продуктов» на потребительской упаковке «майонезного соуса», указывая наименование пищевого продукта «майонез» вводили потребителей данного продукта в заблуждение.

За данное нарушение субъекты хозяйствования были привлечены к ответственности путем наложения штрафа в размере по 100 000 рос.руб. на каждого.

РАС ДНР в I полугодии 2020 года проанализировано более 500 объявлений о проведении процедур закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства.

Составлен и направлен в суд 21 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 164-14 КоАП Украины

Проанализировано 5 заключений мониторингов закупок товаров, работ и услуг Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики. С целью недопущения, ограничения или искажения конкуренции в адрес комитетов по конкурсным закупкам заказчиков направлены рекомендации о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.

За отчетный период РАС ДНР, в рамках осуществления контроля за торговой деятельностью, с целью недопущения нарушений антимонопольных правил торговыми сетями и поставщиками, осуществляющими поставку товара в торговые сети, проведена 1 плановая проверка торговой сети на предмет соблюдения требований статей 10 и 27 Закона Донецкой Народной Республики «Об основах государственного регулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытового обслуживания населения» (с изменениями).

По результатам проверки нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

В отчетный период РАС ДНР проведены анализы следующих рынков:

— оказание услуг по сбору, транспортировке,  размещению отходов I – III классов опасности;

— оказание услуг диспетчерского контроля за работоспособным состоянием лифтов на территории Ворошиловского района г. Донецка;

— оптовая реализации лекарственных средств.

Республиканской антимонопольной службой Донецкой Народной Республики в отчетный период выявлено 26 нарушений антимонопольного законодательства, из которых – 11 прекращено. К субъектам хозяйствования, допустившим нарушения антимонопольного законодательства, применены финансовые санкции в размере 2512000 рос. руб., фактическое поступление в бюджет ДНР за отчетный период составило – 397990 рос. руб.