«Самые низкие цены» оказались не «самыми низкими»
Всем известно выражение: «реклама – двигатель торговли». Это воспринимается просто и понятно: для того чтобы что-то продать, продавцу нужно донести до покупателя, что его товар самый лучший, как по цене, так и по качеству.
Реклама – это один из способов конкуренции между товаропроизводителями. А конкуренция, как известно, способствует улучшению качества товара, услуги, снижению их себестоимости, появлению инновационных видов товаров с кардинально новыми характеристиками и свойствами. Таким образом, реклама – это общественно полезная вещь, которая способствует развитию экономики и которая направлена на удовлетворение потребностей как товаропроизводителей, так и потребителей.
Вместе с тем, первичное желание товаропроизводителя получить прибыль от реализации товара, не изредка заставляет идти на компромисс со своей совестью и требованиями закона. Товаропроизводитель понимает, что его товар не самый лучший, то есть его конкурент на сегодня производит и реализует товар по цене ниже, и по отдельным характеристикам лучшего качества. Самый простой выход – с помощью рекламной кампании приписать своему товару такие привлекательные качества, умалчивая при этом о недостатках, чтобы покупатель попался на крючок рекламы и приобрел товар.
По сути, обманчивая реклама подобна обвесу, обману и продажи некачественного товара в розничной торговле на городском рынке или в магазине, только украшена она красивой рекламной оберткой.
Деятельность по выявлению и пресечению нарушений на рекламном рынке возложена также на Республиканскую антимонопольную службу.
Распространяемая с помощью рекламы информация о самых низких ценах на товары стимулирует заинтересованность (спрос) потребителей к субъекту хозяйствования, который распространяет такую информацию, что в свою очередь, предоставляет ему неправомерные преимущества на рынке и ставит в более выгодное положение среди других субъектов хозяйствования, которые действуют на том же самом рынке.
Так Службой была выявлена реклама со словосочетаний «Низкие цены», «Самые низкие цены». Однако такая реклама должна быть подтверждена соответствующими данными.
С целью недопущения нарушений Службой были приняты меры направленные на предупреждение в виде рекомендательных писем. Субъектам хозяйствования было рекомендовано в рекламе собственных услуг избегать словосочетаний «низкие цены», «самые низкие цены», без наличия объективной возможности подтвердить правдивость распространяемой информации о ценах фактическими данными, поскольку такая реклама имеет признаки недобросовестной конкуренции. Соглашаясь с рекомендациями Службы субъекты хозяйствования изменяют рекламу.
Обращаем внимание на необходимость критически относиться к подобной рекламе.